Форум медицинских и психологических консультаций
Правила форумаПравила форума    Отслеживаемые темыОтслеживаемые темы   FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 RSSПодписка на новые темы   ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Мифы и реальность онлайн-терапии

 
Начать новую тему   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Форум медицинских и психологических консультаций -> Задать вопрос специалисту
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Караваев В.Н.
Консультант


Зарегистрирован: 25.11.2007
Сообщения: 1178
Откуда: г. Львов, Украина

Сообщение: #1   СообщениеДобавлено: Вт Апр 28, 2009 11:03 am    Заголовок сообщения: Мифы и реальность онлайн-терапии Ответить с цитатой

Мифы и реальность онлайн-терапии

Наблюдение феномена поведенческих реакций, опыта и терапевтических отношений в онлайне: отчет исследовательской группы ISMHO за третий год.

Michael Fenichel PhD, John Suler PhD, Azy Barak PhD, Elizabeth Zelvin CSW, Gill Jones MA, Kali Munro MEd, Vagdevi Meunier PsyD, Willadene Walker-Schmucker ARNP
http://www.ismho.org/myths_n_realities.asp
(перевод А.С. Белозеровой)

Введение
Феномен отношений, которые возможно испытать онлайн и терапевтические отношения остаются основной темой исследования Группы клинических случаев, которая спонсируется «Международным обществом психического здоровья онлайн». *

В течение последних трех лет Группа клинических случаев (ГКС) исследовала некоторые из множества способов, с помощью которых специалисты в области психического здоровья занимались клинической практикой онлайн, либо в качестве первичной модели терапии, либо в сочетании с традиционной терапией «лицом к лицу» (Например, см. CSG's Millennium Report (2000)1, и «Оценка эффективности онлайн-терапии» (2001)2)

И терапевты, и клиенты все ближе знакомятся с возможностями и способами онлайн-отношений, также появляется все больше и больше инструментов для синхронного и асинхронного общения, в результате чего стали развиваться такие «нетрадиционные» подходы, которые, по данным исследований, имеют значительный «терапевтический потенциал», причем пути реализации этого потенциала остаются малоизвестными и непонятными.

Что же думает большинство людей о возможностях участия в различных видах онлайн-терапии, которой мы занимаемся? Мы изучали и обсуждали множество новых и перспективных методов терапии, как среди нас, так и между нами. ГКС под соответствующим наблюдением и руководством организовала лабораторию, целью работы которой было расширение наших познаний в области клинических феноменов онлайн. В детальном описании нашего опыта мы надеемся представить то, насколько эффективными были наши вмешательства, которые могли бы облегчить наступление позитивных перемен в результате онлайн-терапии.

В данной статье мы надеемся осветить потенциал онлайн-терапии, и поделиться нашим убеждением – это действительно возможно, несмотря на все мифы и объективные трудности. Мы также представим свое видение проблемы онлайн-терапии и природы Интернет-общения и поведения в Сети.

Мифы Интернет-консультирования

Даже среди специалистов в области психического здоровья, которые очень хорошо знают о концепциях и принципах традиционного консультирования и психотерапии, до сих пор идут жаркие споры относительно Интернет-служб по вопросам психического здоровья. Ясно, что при таком способе работы следует соблюдать все принципы профессиональный и этичной работы, с пристальным вниманием к определенным сложным ситуациям у клиентов. Наш непосредственный опыт, полученный как оффлайн, так и онлайн, позволяет предположить, что у онлайн-терапии даже больше перспектив (и творческих, и терапевтических), чем мы предполагали ранее. Более того, и опыт всей группы, и опыт ведения отдельных случаев, который рассматривался на основе модели рецензии-супервизии, ясно показал нам, что онлайн-терапия имеет те возможности, о которых мы даже и не подозревали.
В то же самое время, мы стали еще больше опасаться тех ситуаций, которые возникают, когда терапия «лицом к лицу» переводится в цифровой формат, и тех сложностей, которые случаются при передаче только звука, а также более серьезно относиться к этической оценке ситуаций, возникающих между онлайн-сессиями.

МИФ #1:
"Онлайн-терапия" невозможна


"Что такое терапия? Что является терапевтичным?" Когда эти вопросы задаются в клинической или академической среде, обычно возникают споры о природе психотерапии, и консультирование в условиях, которые далеки от обычных условий проведения лечения.

Однако у нас есть определения традиционных процессов и исходов терапии. А те данные, которые у нас есть об онлайн-терпапевтических отношениях, позволяют утверждать, что клиенты сообщали, что с их точки зрения, отмечалось повышение самостоятельности (независимости?), улучшение способности принимать решения, межличностных отношений, появилось больше ответственности в плане самопомощи и инициативы в межличностных отношениях. Другие преимущества, например, заключаются в улучшении способности к общению – как в групповых, так и в индивидуальных электронных письмах.

Однако следует упомянуть и о том, что помимо тех успехов онлайн-терапии, о которых уже есть масса сообщений, сама природа онлайн-работы несет в себе столь много уникальных для данного направления рисков работы, что иногда приходится думать – а начинать ли вообще? Поэтому можно думать, что данная работа «невозможна». Миф это или реальность?

Среди таких рисков – общая «беда Интернета» - считается, что в онлайне невозможно достоверно установить личность клиента и обеспечить соблюдение приватности. Однако из этого положения есть выход – использовать защищенные чаты, цифровые подписи, шифрованные электронные письма, и другие способы обеспечения безопасности.

Важно отметить, что персональные компьютеры довольно легко взломать, и получить сохраненную в них информацию, в том числе и отчеты клиентов. С другой стороны, кабинет психотерапевта, в котором закрыты бумажные записи о клиентах, взломать ничуть не сложнее, чем компьютер. Ответственные онлайн-терапевты, знаковые с проблемой взлома и легкостью выполнения команд «копировать-вставить», принимают определенные меры, чтобы обезопасить засекреченную информацию, включая использование авторизации доступа секретными паролями, а также другие современные технические средства.

Получение информированного согласия является основным требованием к лечебной работе и исследованиям в области психического здоровья, как в онлайне, так и лицом к лицу. Специалисты, практикующие онлайн, обязаны сообщить публике об уровне собственной квалификации, и описать пределы и риски, связанные с применением методики лечения онлайн. Некоторые считают, что для такой работы можно пользоваться только личными, защищенными паролями компьютерами, чтобы клиент в онлайне мог быть уверен в сохранении нужного ему уровня приватности и безопасности – причем этот уровень может быть выше, чем при телефонной беседе или даже беседы лицом к лицу в коммерческом офисе.

Аспекты установления личности в онлайне до сих пор являются предметом жарких споров. Мы видели примеры таких онлайн-служб, как телефоны доверия, которые, без преувеличения иногда спасают жизни тем, кто не смог анонимно получить нужную помощь. В то же самое время, вполне понятно, что в контрактных профессиональных отношениях установление личности клиента абсолютно необходимо. Оплата работы онлайн-терапевта требует подтверждений: платит взрослый, который в течение одной - двух сессий (пока держатель банковской карты не получит счет) может на самом деле оказаться ребенком или подростком. И это касается не только специалиста, оказывающего терапевтическую помощь. Очень важно понимать, что клиент имеет законное право убедиться в личности и квалификации своего терапевта.

Существует несколько действующих этических кодексов – например, NBCC3 и ISMHO4 – которые направлены на обучение необходимости оценивать риски – особенно клиенту. С точки зрения практика, редкие примеры осознанного нанесения вреда в онлайне (с учетом оказания такой помощи многим взрослым, а также детям и подросткам с разрешения опекунов) не должны стать поводом для отказа от такого источника помощи, особенно с учетом возможности удаленной работы. Вероятнее всего, интерес к этой области будет продолжать расти, так как сейчас почти у всех есть компьютеры, сотовые телефоны и КПК, особенно это касается подростков. Их первое действие в отношении поиска помощи или информации – это включение компьютера. С помощью Интернета легко получить помощь, совет, поддержку – поэтому почему бы не поискать помощи не лицом к лицу, а в онлайне?

Онлайновая работа имеет несколько уникальных преимуществ. Многие из них уже были описаны в литературе, например, возможность работать дома, географическая изоляция, или же возможность получить помощь такому клиенту, который не хочет или не может получить ее у местных служб (например, какая-то стигматизация). Один из наших случаев продемонстрировал не только возможность, но и преимущества онлайн-терапии. Клиент – военный летчик, который очень боялся, что правда о его сексуальной ориентации выплывет наружу и разрушит его военную карьеры, и объяснил, что ищет помощи в онлайне прежде всего с точки зрения конфиденциальности. Отсутствие географической привязки к специалисту позволило клиенту выбрать терапевта, который имел соответствующие потребностям клиента опыт и понимание ситуации.

Существуют многочисленные примеры клиентов, которые отмечают преимущества возможности получить помощь от служб по поддержанию психического здоровья через Интернет. Это могут быть люди с нарушениями слуха, знаменитости, часто путешествующие бизнесмены, люди, которые стыдятся или склонны к интравертности, обеспокоенные стигматизацией, страдающие социофобией, и все они могут найти уникальные преимущества – как терапевтической помощи, так и материалов для самопомощи, и работы со специалистом в области психического здоровья – и все это можно легко найти в сети.

Онлайновая клиническая работа не только возможна, она способна предложить уникальную «эластичность общения» - это понятие включает несколько факторов, например, гибкое время и место для встреч, различные уровни синхронности, гибкие возможности применения различных онлайновых каналов для контакта. Онлайновая терапия работает на трех основах терапевтического взаимодействия, которые, по определению, будут следующими:

Визуальный (лицом к лицу) контакт
Разговор
Синхронное ("в режиме реального времени") взаимодействие

Та терапия, которая не ведется с помощью таких средств, не может быть основана на более старых концепциях.

Онлайновая терапия, проводимая таким образом, не только возможна, но и становится все более и более востребованной клиентами.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Караваев В.Н.
Консультант


Зарегистрирован: 25.11.2007
Сообщения: 1178
Откуда: г. Львов, Украина

Сообщение: #2   СообщениеДобавлено: Вт Апр 28, 2009 11:07 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

МИФ #2:

Онлайн-терапия состоит исключительно из обмена электронными письмами


Специалисты по клинической работе онлайн, несмотря на то, что они часто работают именно с электронными письмами, часто используют и другие способы связи со своими клиентами – например, программы мгновенного общения, чат, телефонные звонки, и в некоторых случаях – периодические встречи лицом к лицу. Для некоторых клиентов сочетание нескольких способов связи может обеспечить очень синергетическую стратегию. Люди выражают себя по-разному, когда они общаются с помощью разговора, текста или зрительного восприятия. Каждый такой способ общения предлагает уникальные возможности для познания себя. Переход от одного способа общения к другому может стать важным событием в самой терапии. По этим причинам специалист может разработать планы лечения, которые включают сочетание нескольких каналов коммуникации или одновременное применение разных способов общения.

Хотя основанное на тексте общение в настоящее время является основным методом осуществления терапии онлайн, клиницисты начали экспериментировать и с другими мультимедийными возможностями. В дополнение к применению видео, как средства «личного общения», возможно также использование виртуальной среды, в которой и клиент, и терапевт могут создавать визуальные образы («аватары»), для облегчения взаимодействия. В будущем такая «аватарная психотерапия» может стать очень эффективна в тех областях работы, которые предполагают использование фантазий, воображения и ролевых игр.

Некоторые врачи уже используют мультимедийную виртуальную реальность, поэтому компоненты их вмешательств возможно осуществлять в онлайне. Даже путем простого присоединения картинок, графических, аудио или видеофайлов можно получить эффективное дополнение к основанной на тексте терапии. Нет сомнений, что будущее онлайновой клинической работы – в привлечении многочисленных креативных подходов, которые позволят сочетать текст, звук и визуальные составляющие.

Среди случаев, которые были представлены на третьем году работы исследовательской группы ISMHO's Case Study Group (2001-2002) было несколько очень драматичных и живых примеров того, как в терапевтических отношениях могут использоваться несколько модальностей и/или каналов, например, использование синхронных сессий в чате, и обмен электронными письмами вне часа, или использование форумов в сети для обмена опытом с другими людьми, ищущими информацию, и поддержка при типичных проблемах и беспокойствах. В некоторых случаях использование онлайновых бюллетеней и электронных писем сопровождалось ссылками, по которым можно было получить дополнительную информацию и поддержку.

Довольно много специалистов предпочитают такую модальность как чат, в противоположность электронным письмам. Один такой случай, представленный в группе, показал возможность установления отношений в онлайне, и при анализе сессии мы удивились, что такой результат был получен через Интернет, а не при работе «лицом к лицу».

Множество полезных технологий, которые были изучены в наших случаях, позволили создать мощные терапевтические отношения, в которых прослеживались переносы и контрпереносы, глубокие и немедленные эмоциональные реакции клиента, и возможность долгосрочной работы даже с амбивалентными клиентами. Мы часто наблюдали, как этому способствует истинная синхронности, особенно при наличии хороших технологий, и возможности быстро набирать текст, и такая работа оказывалась столь же эффективной, как и проведенная в офисе терапевта.
Чат является эффективным способом использования терапевтического принципа «здесь и сейчас», позволяет включить ограниченное количество заранее проверенных участников, работа которых сопровождается квалифицированным специалистом, причем работа ведется по заранее оговоренным правилам.

Пользователи Интернета, чей опыт ограничен публичными немодерируемыми чатами, считают, что чат – это нечто поверхностное, пустое, ограниченное по структуре, аутентичности и эмоциональной насыщенности. Однако если предположить, что классные комнаты – это шум и гам на переменках, то получится, что учиться в них совершенно невозможно. Терапевтический чат – это основанный на тексте, синхронный терапевтический инструмент, который контролируется квалифицированным специалистом, который направляет клиента к выбранным терапевтическим целям.

Чем больше гибкости приобретают онлайн инструменты, тем больше возможностей они дают тем людям, которым трудно общаться лицом к лицу, и тем сильнее их побуждение работать онлайн. Например, человеку с нарушениями слуха гораздо легче печатать и общаться в чате, чем работать со слышащим терапевтом с помощью переводчика. Клиент, который часто путешествует, и имеет очень плотное расписание, может сформировать сильные терапевтические отношения с терапевтом, который способен проводить незапланированные сессии, время которых может меняться в зависимости от часовых поясов.

Очень важно отметить, что некоторые пары «клиент-терапевт» могут избрать более «традиционный» подход для планирований сессий в чате в конкретное время, и в некоторых случаях, когда четкое расписание и устойчивые связи могут сыграть свою положительную роль, это допустимо и может быть включено в терапевтический процесс. Не всегда желание клиента не привязываться к четкому графику работы должно рассматриваться, как сопротивление терапии, иногда это, наоборот помогает наладить контакт с клиентом.

В другом нашем наблюдении очная психотерапевтическая группа для желающих сбросить вес сочеталась с онлайновой группой поддержки, и форумом, в котором участвовали как специалисты в области психического здоровья, так и специалисты по питанию, причем их консультация была возможна как в онлайновом, так и в очном режиме. Группа показала эффективность применения онлайновой работы в дополнение к очной психотерапевтической практике. Члены группы приглашались к участию в системе персональных сообщений, чтобы они могли описывать свои чувства, уровень стресса, и любые эмоциональные аспекты, которые могли повлиять на их пищевое поведение. Поскольку они встречались «лицом к лицу» каждую неделю, то руководители программы могли отслеживать прогресс каждого члена группы по участию как в онлайновых, так и в оффлайновых встречах. Это позволяло более полно изучить личностные проблемы и особенности каждого участника этой работы (так как на очных встречах для такого глубинного анализа порой не хватало времени) и обеспечивало более индивидуальный подход к потребностям каждого клиента. Члены группы могли общаться в онлайне более открыто, чем при личных встречах, так как в онлайне легче говорить об интимных темах и выражать свои эмоции. Онлайновый компонент программы обеспечивал ее очень ценное качество – гибкость для всех участников, которая терялась при встречах в группе.

Интернет-конференции, также известные, как форумы, могут быть использованы, как ценное дополнение к онлайновой или очной терапии. У одного из членов нашей рабочей группы была клиентка, которая модерировала форум на собственном сайте. Этот ресурс помог клиентке осуществить переход от обсуждения ее чувств и проблем только с терапевтом к обсуждению их с другими людьми (на форуме), и позднее – при очном общении с другими людьми. Наблюдение за клиенткой в данной среде дало терапевту ценную и важную информацию о том, как его клиентка взаимодействует с другими людьми. В этом контексте возникли аспекты переноса и контрпереноса, которые потом обсуждались во время очной терапии. Например, клиентка ревниво отнеслась к тому, что терапевт уделял внимание другим участникам форума, что позволило глубоко проанализировать эти чувства при очной терапии. Сам терапевт испытал контрперенос, так как ему было неприятно читать несколько сердитых сообщений о нем, которые клиентка разместила на публичном форуме. Поскольку клиентка опубликовала эти слова, терапевт имел возможность скопировать эти сообщения и представить их на разборе группы, чтобы практически сразу же получить и профессиональный анализ, и поддержку в онлайне (до того, как ответить клиентке).

Форумы широко используются во многих сообществах взаимопомощи и поддержки, а также при консультировании и обучении. Одно из преимуществ форума, например, при изучении университетской программы онлайн, - это возможность непосредственного общения студентов с профессорами, с помощью электронных писем с функцией «ответить всем». Такие письма позволяли связывать несколько веток форума и развивать высказанные идеи. Другая функция форума – это сохранение так называемого «общего знаменателя» мыслей группы, где студенты развивают и сохраняют свои мысли.

Дальнейшее использование форумов возможно в таких практических направлениях, как обеспечение студентам колледжей возможностей регистрации в классах, особенно когда члены учебной группы находятся в разных городах. Форумы могут быть использованы для чисто информационных целей, а также для облегчения социальных взаимодействий. Один из членов нашей рабочей группы предложил создать так называемую «Курилку» для публикации шуток, смешных рассказов, неформального общения и т.п. Этот раздел приобрел особенную популярность после окончания курсов, когда студенты оставляли друг ругу разные сообщения.

Одним из больших преимуществ форума является то, что там легко прикреплять изображения и ссылки. Это позволяет участникам форума постоянно и легко просматривать все накопившиеся сообщения, и что очень важно, на форумах есть возможность пользоваться внутренним поиском.

Члены нашей рабочей группы точно также использовали цепочки электронных писем, чтобы поддерживать продуктивные отношения между встречами группы. Группа посчитала это эффективным и удобным способом поддержания завязавшихся отношений. Таким образом, специалисты в области здравоохранения и телемедицины могут обеспечивать адекватную помощь и поддержку в формате 21 века.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Караваев В.Н.
Консультант


Зарегистрирован: 25.11.2007
Сообщения: 1178
Откуда: г. Львов, Украина

Сообщение: #3   СообщениеДобавлено: Вт Апр 28, 2009 11:09 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

МИФ #3:
Только текста недостаточно, чтобы передать все богатство человеческого опыта.


Почему люди продолжают отрицать, что слова не могут передать все богатство человеческих эмоций? Вся мировая литература, начиная от Гомера и заканчивая бульварными романами, опровергает этот миф. Мало кто усомнится в том, что Шекспир мог заглянуть в человеческую душу так же глубоко, как и Фрейд.

На самом деле Зигмунд Фрейд лечил некоторых своих пациентов исключительно посредством письменной речи, находясь в отдалении от пациента, при этом ему удавалось добиваться неплохих результатов. Психоаналитическая техника была разработана именно для раскрепощения – а сейчас этого легко добиться в Интернете.

Итак, почему же нам так трудно поверить в эмоциональную аутентичность клиента, и способность терапевта испытывать эмпатию при общении посредством текста? Наш опыт, как онлайн-клиницистов и наш личный опыт налаживания отношений посредством Интернета показывает, что некоторые люди более честны, не так закрепощены и им легче написать о своих переживаниях, чем рассказать о них.
Некоторые литературные формы, например, письма или журналы, всегда содержали в себе яркие признаки личности автора. При этом совершенно необязательно, чтобы у автора был литературный талант. За последние пятьдесят лет, миллионы читателей испытали глубокие чувства, прочитав совершенно безыскусное и наивное повествование, которое изначально не было предназначено для чужих глаз: это – дневник Анны Франк.

Люди – забавные создания. Когда они сталкиваются с препятствиями, они находят тысячи путей для прогулки вдоль забора, особенно если это – преграда для общения. Опытные пользователи электронной почты знают множество приемов, как с помощью символов придать больший смысл сообщению – в нем появляются кинестетические и слуховые оттенки. Авторы пытаются придать диалогам по электронной почте вид писем, обладающих личностными характеристиками. Некоторые стратегии заключаются в использовании эмотиконов – больших букв, выделении текста звездочками, применение смайликов и других подобных символов – это позволяет передать многочисленные эмоциональные нюансы общения. Цветной или жирный шрифт используются для выделения мыслей и для того, чтобы отличить одного автора от другого.

Как обычно в жизни – все достигается упражнением, и со временем письменная речь обогащается и становится более эмоционально насыщенной. После того, как появляются «отношения в тексте» люди становятся все более чувствительными к выражению чувств других, и вместе могут развить свой собственный, понятный только участникам разговора, язык, и стиль общения, который может быть совершенно непонятным для постороннего.

Безусловно, иногда терапевтические отношения могут осложняться отсутствием некоторых сенсорных стимулов, но во многих случаях работа познания облегчается, поскольку есть дополнительные текстовые данные и сила слова.

Практикующие специалисты, пусть даже на основании работы в таких небольших группах, как наше исследование, сообщают об очень хороших результатах в модели общения с использованием фотографий, стихов, общения в чате и создания автобиографических веб-страниц. Все это- «вода на мельницу» текущего терапевтического процесса. Эти данные легко передавать другим людям, поскольку домашние компьютеры уже прочно влились в нашу жизнь. Дополнительные материалы, которые могут включать в себя логии чатов, дневники, художественные объекты, памятные записки, и результаты в группах и сообществах взаимопомощи, могут стать основой для серьезного терапевтического вмешательства, и это гораздо больше, чем терапевтический сеанс в формате «только текст».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Караваев В.Н.
Консультант


Зарегистрирован: 25.11.2007
Сообщения: 1178
Откуда: г. Львов, Украина

Сообщение: #4   СообщениеДобавлено: Вт Апр 28, 2009 11:10 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

МИФ #4:
Профилактика суицида и кризисное вмешательство невозможны в режиме онлайн.


Оценка степени риска и начало адекватного вмешательства для профилактики суицида - это та область, которая считается практически невозможной для работы через Интернет. Некоторые авторы считают, что Интернет позволяет оказать такую же качественную помощь, как при общении лицом к лицу, так как лишен преимуществ визуального контакта и возможности оценить состояние клиента. Однако то же самое говорилось и в отношении «телефонов доверия», пока эта форма психотерапевтической помощи не была так хорошо отработана, как сейчас. Сейчас она успешно используется при работе с подростками, со сбежавшими из семьи, жертвами насилия, домашней жестокости, и при других человеческих трагедиях. Реальность заключается в том, что онлайн-поддержка при кризисных ситуациях и угрозе суицида может быть очень эффективной. Например, одна такая программа, организованная в Израиле, была настолько успешной, что позволила спасти множество жизней. Поэтому сейчас нельзя говорить о том, что такая работа «невозможна».

МИФ: Используя профессиональное взаимодействие через Интернет, консультанты не могут видеть клиента и наблюдать за его поведением, потому впечатление о клиенте ограничено сообщениями. Поэтому оценка риска затруднительна и может оказаться совершенно не соответствующей действительности. Более того, в связи с возможностью быстро пропасть из поля зрения консультанта и отдаленности онлайновые клиенты в опасном состоянии, которым может потребоваться экстренная помощь, не могут быть госпитализированы, и им нельзя назначить лечение.

РЕАЛЬНОСТЬ: Онлайновое консультирование и поддержка для людей с суицидальными тенденциями и теми, кто находится в жизненном кризисе, может оказаться очень эффективной.

Несмотря на отсутствие визуального контакта и невербального общения, людям в серьезном эмоциональном дистрессе можно оказать эффективную помощь, т.е. «достучаться» до них и войти с ними в эмоциональный контакт – это позволяют сделать синхронные онлайновые средства связи. Также следует отметить, что многие люди в кризисной ситуации скорее поделятся своими чувствами и опытом с анонимным, невидимым слушателем в Сети. Поэтому профессиональная служба кризисных вмешательств, которой руководит специально обученный персонал, может оказаться очень и очень эффективной, поскольку люди, находящиеся в кризисной ситуации, специально ищут подобные места в Сети, чтобы поделиться своими переживаниями. Более того, путем наблюдения за появлением суицидальных мыслей в сети (например, на личных сайтах, в блогах, на форумах и чатах) можно и выявить, и помочь людям, которые находятся в кризисной ситуации.

К сожалению, сайтов, посвященных профилактике суицида, пока очень мало, но они содержат ценную информацию и ресурсы для самопомощи, которые могут помочь людям с суицидальными наклонностями. Человек, находящийся в стрессе, может попасть на такой сайт независимо, и возможно, это заставит искать человека искать помощи в сложившейся непростой ситуации.


Интернет может быть использован в сочетании с консультированием «лицом к лицу» или телефонными «горячими линиями» множеством способов, например, клиенты получают возможность писать электронные письма и делиться в них своими трудностями, создавать онлайновые сообщества, которые помогают людям, оказавшимся в сходной эмоциональной ситуации (онлайновая группа поддержки). Например, организация Самаритян в Великобритании (http://www.samaritans.co.uk) предлагает круглосуточно работающую горячую линию для людей с суицидными тенденциями – служба работает через электронную почту. В 2000 году служба получила более 37,000 писем, на которые были даны ответы в рамках эмоциональной поддержки Самаритян.

Интернет может быть использован дл оказания помощи людям в кризисных ситуациях, и тем, кто высказывает суицидальные мысли, так как позволяет осуществлять прямую, синхронную связь и пользоваться другими средствами асинхронной связи. Интернет-чаты и системы мгновенных сообщений аналогичны телефонным линиям, поскольку обеспечивают возможность прямой связи между людьми в режиме реального времени. В отличие от телефона, эти средства связи обеспечивают большую анонимность, возможность самовыражения через письмо, возможность сохранения лога для последующего анализа, в то же самое время, клиент может легко прекратить работу, как только он этого захочет, у этих средств есть возможность давать ссылки на какие-то дополнительные материалы, что дает клиенту возможность открыться. Поэтому, недостаток «невидимости», особенно в экстремальных и неотложных ситуациях, не столь важно – здесь важнее быстрота и глубина анализа проблемы и скорость вмешательства.

Специально обученные консультанты или парапрофессиональные помощники могут обеспечить эмоциональную поддержку как в онлайне, так и в оффлайне. Тем не менее, у онлайн-среды есть свои преимущества, например, интеграция нескольких моделей коммуникации (индивидуальная, групповая, синхронная, асинхронная), вместе с эффективным использованием подходящего материала для чтения, и ссылками на другие сайты и источники. В отличие от клиента, который обращается за очной терапией или по телефону, человек, находящийся в тяжелом эмоциональном дистрессе, который обращается в онлайновый кризисный центр, может получить именно такую помощь, которая ему нужна – быструю, анонимную и соответствующую его личным потребностям, желаниям и возможностям.

Известно, что онлайновые группы поддержки способны оказывать существенное влияние на людей, которые находятся в различных стрессовых ситуациях, например, при соматических заболеваниях, в депрессии, при проблемах взаимоотношений и при других личных затруднениях. Такие онлайновые группы поддержки легкодоступны, позволяют без риска сохранить анонимность, и являются эффективным способом кризисного вмешательства и профилактики суицида. В Израиле существует онлайновая кризисная служба SAHAR, (http://www.sahar.org.il), внедрение которой позволило доказано снизить вероятность суицида и оказывать помощь людям, находящимся в тяжелых кризисных ситуациях, полностью в онлайне. За первые 15 месяцев своей работы SAHAR оказал онлайновую поддержку сотням израильтян, и помог предотвратить суициды во многих случаях, иногда буквально в последний момент, когда человек находился в глубочайшем отчаянии.

SAHAR не только доказал ценность онлайновой программы помощи при суициде. Также к этой службе регулярно обращались израильтяне, живущие за рубежом за личной поддержкой. Возможности Интернета в этом плане безграничны, так как позволяют наладить взаимодействие вне зависимости от расстояния.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Караваев В.Н.
Консультант


Зарегистрирован: 25.11.2007
Сообщения: 1178
Откуда: г. Львов, Украина

Сообщение: #5   СообщениеДобавлено: Вт Апр 28, 2009 11:11 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

МИФ #5:
Эффективное онлайновое консультирование при серьезных расстройствах невозможно.


Помимо аспектов безопасности, конфиденциальности и других проблем, которые уже хорошо изучены при терапии «лицом к лицу», адекватное понимание и реакция на взаимодействие с клиентом становятся более проблематичными в условиях, когда во время терапии возникают серьезные психопатологические сдвиги. При работе с серьезными расстройствами личности – когда клиенты демонстрирую пробелы в суждениях и недостаточный контроль за собственными импульсами, становится достаточно трудно поддерживать терапевтическую связь, и терапия в онлайне становится настолько осложненной, что ее хочется прекратить.

Накапливающийся клинический опыт работы в онлайне позволяет утверждать, что не стоит избегать обсуждения серьезных проблем, однако иногда это ведет к этическому провалу – так как необходимо действовать, в первую очередь, в интересах клиента. Клиенты в депрессии часто просто не состоянии встать и дойти до специалиста, работающего «лицом к лицу», и именно поэтому они могут искать помощи в онлайне. При первичной оценке может выясниться, что клиент совершенно не хочет искать помощи в собственном окружении, или там, где он живет, просто нет возможности получить такую помощь. С соблюдением определенных правил предосторожности, например, заключение терапевтического контракта, разработка плана кризисного вмешательства, и подтверждения клиентом согласия на очное обследование у врача и назначение лекарственных препаратов онлайновая терапия может оказаться единственным выходом из сложной ситуации.

Болезненные пристрастия, или аддикции, как другой пример, редко являются поводом для поиска помощи в онлайне, однако сведения о них могут появиться в ходе онлайн-работы, и этих пристрастий не будет видно до тех пор, пока клиент не заявит о них – например, это может быть злоупотребление алкоголем, или азартными играми с отрицательными последствиями, а клиент скажет, к примеру, что он об этом «сожалеет» или как-то оправдывает этим свое сексуальное поведение. Обязанностью терапевта будет отразить эти связи и возможно, постараться без истинной конфронтации дать клиенту какие-то знания о зависимостях, чтобы клиент осознал проблему и был готов с ней работать.

В нашей работе было несколько случаев, когда предполагалось, что клиенту необходимы дальнейшие встречи «лицом к лицу», или что мотивация клиента изменилась, и дальнейшее эмоциональное развитие ситуации становилось таким, что ее невозможно было бы контролировать в онлайне. Опять таки, следует отметить, что терпение и сочувствие, даже на фоне ограниченных условий, а также с помощью стратегий, которые предлагались руководителем группы, было показано, к нашему удовлетворению, что у некоторых клиентов, которые могли иметь значительные затруднения при работе «лицом к лицу», очень хорошо откликались на работу в онлайне, они смогли осознать собственные механизмы самозащиты, и использовали «обезличенность работы» в онлайне, чтобы поделиться болезненными и интимными воспоминаниями, что часто бывает очень трудно достижимо при работе в обычном офисе терапевта.

Преимущество онлайн-работы с клиентами, которые находятся в состоянии выраженного стресса, состоит в том, что клиент может выбирать, чем ему пользоваться – электронной почтой, чатом, или другими электронными средствами (лог которых может быть сохранен), чтобы потом анализировать проведенную работу и усиливать терапевтическое взаимодействие, при этом клиент становится все более и более привязанным к реальности. Также, слова терапевта, с выражением эмпатии, могут быть восприняты клиентом только с течением времени и в определенном темпе. Доступ терапевта к международной группе поддержки коллег в онлайне оказался очень полезным при принятии быстрых и адекватных решений, особенно в рамках однократных сессий или краткой переписки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Караваев В.Н.
Консультант


Зарегистрирован: 25.11.2007
Сообщения: 1178
Откуда: г. Львов, Украина

Сообщение: #6   СообщениеДобавлено: Вт Апр 28, 2009 11:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

МИФ #6:
Географическое положение не имеет никакого значения при оказании помощи в области психического здоровья в онлайне.


Можно утверждать, что существуют некоторые практические факторы, которые могут повлиять на способность и желание терапевта обеспечивать синхронную связь в пределах определенного часового пояса. В некоторых регионах, особенно в США, существуют юридические ограничения на работу специалистов в области психического здоровья, имеющих лицензию, которые разрешают работу только в определенном штате. В некоторых штатах и государствах киберпространство не считается географической точкой, поэтому местом работы считается место жительства клиента. Для лицензированного в США специалиста, который обеспокоен риском ответственности за незаконную практику, или в случае, когда профессиональная страховка не покрывает ответственности за работу в сети Интернет, географический фактор может стать очень серьезной проблемой.

Некоторые специалисты не могут работать за границей штата по причинам юридического характера, а другие не смогут работать с клиентами из другой местности в силу отсутствия опыта общения в культуре клиента, или языкового барьера. Следует понимать, что географическое положение является серьезным фактором, который влияет на работу специалистов в области психического здоровья, и этот фактор работает в сочетании с компетентностью и опытом специалиста. Работа с человеком, принадлежащим к совершенно другой культуре, живущего в другом часовом поясе и социальной системе может стать очень проблематичной, и это следует понимать до того, как смело утверждать, что при любых обстоятельствах возможна работа буквально по всему миру.

С другой стороны работа на расстоянии, обучение и практика в среде другой культуры – это очень ценный опыт, который позволяет эффективно сфокусироваться на проблемах клиента и усиливать восприятие его в рамках «здесь и сейчас». Несомненно, Интернет предлагает новые возможности в плане общения и работы с людьми, которых было ранее просто невозможно встретить.

Асинхронное общение по электронной почте является эффективным инструментом, объединяющим различные культуры, не имеющим временных ограничений. Оно позволяет всем участникам общаться в удобное для них время (используя предыдущий текст, в качестве источника), и исходя из собственного культурного и социального опыта, а также часового пояса.

Поскольку при синхронном онлайн-общении существуют определенные барьеры, особенно, если участники находятся в разных часовых поясах, наш опыт показывает, что при взаимных усилиях сторон асинхронное общение позволяет успешно поддерживать терапевтическую среду. Там, где можно обмениваться опытом, клиент может успешно пользоваться «асинхронной терапией», помимо этого, таким образом возможно профессиональное и обучающее общение, вне зависимости от времени и местонахождения.

Проблема часовых поясов является достаточно актуальной для нашей рабочей группы, так как она включает в себя специалистов из 4 стран, которые находятся в пяти часовых поясах. Временная разница составляла до трех часов, поэтому вполне естественно, что отмечалась задержка с ответами, или же кто-то спал, или находился далеко от компьютера, и наоборот. Вот впечатления от члена рабочей группы из Великобритании:

- Работа в разных часовых поясах требует определенного опыта. Вначале я чувствовал, что «выпадаю» из обсуждений, поскольку создавалось впечатление, что все они происходят в то время, когда меня не было в онлайне, так как это происходило с 13 до 17 часов по нашему времени. Однако я перечитал эти записи, в которых зафиксированы все обсуждения, и понял, что мое собственное мнение, как высказанное, так и не высказанное, имело определенную ценность для группы, несмотря на культурные и географические различия. Когда наступила моя очередь представлять случай, все поменялось – из-за разницы в часовых поясах я инициировал обсуждение, и уже был не в «хвосте», а в голове.

В данном случае, как только участник группы понимал, в чем именно заключается разница в часовых поясах, географическое положение становилось меньшей проблемой, а скорее – увлекательным жизненным опытом для всей группы. Несмотря на такие объективнее затруднения, взаимопонимание и общение между участниками группы улучшились, даже с учетом того, что в группу входили люди разных культур и национальностей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Караваев В.Н.
Консультант


Зарегистрирован: 25.11.2007
Сообщения: 1178
Откуда: г. Львов, Украина

Сообщение: #7   СообщениеДобавлено: Вт Апр 28, 2009 11:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

МИФ #7:
Клиническая работа в онлайне всегда заключается в работе одного консультанта или терапевта, который работает как с отдельными людьми, так и с группами.


Традиционная модель психотерапии – особенно индивидуальная терапия- обычно помещает терапевта в центр терапевтического процесса. Если это психиатр, то он назначает лечение, или же играет ключевую роль в опыте трансформации. В онлайн-терапии так тоже бывает довольно часто. Однако в других случаях профессионал может выступать больше, как консультант, который помогает клиенту «спроектировать» и проходить самостоятельно свой терапевтический путь.

Огромное множество ресурсов в области психического здоровья, доступных в киберпространстве, а именно группы поддержки, информационные сайты, различные психологические тесты онлайн, а также программы самопомощи – создают определенное сообщество, или терапевтический микрокосм. В роли консультанта профессионал может порекомендовать клиенту материалы для чтения, определенные упражнения, и социальный опыт, которые соответствуют его или ее потребностям. Таким образом, специалист выступает скорее не в роли «терапевта», который полностью контролирует весь процесс, а фактора, вводящего клиента в программу, специалист при необходимости дает совет и помогает клиенту в оценке и переосмыслении собственного опыта.
Групповая работа также представляет собой мощный онлайн-инструмент как для обучения, так и для терапии. Лидеры программ могут работать с каждым членом группы индивидуально, и даже в оффлайне – как это, например, происходит в группах худеющих. В данном случае каждый терапевт может осуществлять работу с «группой в целом», а также уделять необходимое внимание каждому члену группы. Члены группы получают возможность одномоментного взаимодействия с тремя профессионалами разных, хотя и комплиментарных специальностей. Этот опыт представляет собой уникальную возможность интегрировать групповую и индивидуальную работу, как в онлайне, так и в оффлайне, и объединить усилия соматических врачей и специалистов в области психического здоровья.

Даже краткое вмешательство или однократный запрос позволяют улучшить обмен информацией между коллегами. В одном из представленных наблюдений клиент писал из другой страны, что хочет получить «совет, чтобы решить серьезные проблемы». Получивший запрос специалист не был знаком с особенностями системы здравоохранения данной страны, и был обеспокоен имевшимися симптомами. Поскольку клиент обратился за однократным советом, и дал свое согласие на консультацию специалиста с коллегами, появилась возможность краткого обсуждения случая, в результате чего специалист получил исчерпывающую информацию из страны проживания клиента, и предложения по дальнейшей тактике ведения, причем это произошло практически в синхронном режиме, в течение одного дня.

В данном случае, клиент получил доступ к мультидисциплинарной, многонациональной команде, что обеспечило комфорт и безопасность консультации, а также дало ему возможность найти адекватные местные службы и обратиться к ним.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Караваев В.Н.
Консультант


Зарегистрирован: 25.11.2007
Сообщения: 1178
Откуда: г. Львов, Украина

Сообщение: #8   СообщениеДобавлено: Вт Апр 28, 2009 11:15 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

МИФ #8:
Принципы работы в онлайне аналогичны таковым в оффлайне.


Совершенно ясно, что люди не меняются от того, как они говорят – лицом к лицу или через Интернет. Клиенты, которые ищут помощь в онлайне, находятся рядом с монитором компьютера, а не с живым человеком, у них нет возможности посмотреть на стену кабинета, где размешаны дипломы и лицензии, также клиент не видит эмоций или улыбки на лице консультанта. Также клиент оказывается зависимым от скорости, с которой консультант набирает свои слова на клавиатуре, и от промежутков между электронными письмами. Первая задача для потенциального клиента – это определить, хочет ли и может ли терапевт реагировать на индивидуальные потребности клиента, затем наступает черед специалиста определить «совместимость» с клиентом – то есть образуется терапевтический альянс, или нет. Сейчас довольно много людей обращаются к терапевту в онлайне, ожидая, что специалист будет достаточно образованным и также будет иметь адекватный опыт в таком уникальном разделе работы, как онлайн-терапия.

Как уже говорилось ранее, клиническая работа в онлайне может осуществляться с помощью многочисленных подходов, использования различных текстов, звуков и визуального ряда. На самом деле, такая работа представляет возможность более тщательно изучить элементарные составляющие терапии «лицом к лицу». Также она позволяет изменять наработанные модели. Существуют ли терапевтические отношения в реальном времени или в асинхронном режиме? Если это асинхронная работа, как влияют на результат промежутки между ответами? Зависит ли результат от работы с текстом, или при общении как по телефону? Основывается ли терапевтическая связь на реальных или воображаемых личностях? Насколько сильно присутствие клинициста в терапевтическом опыте? Может ли терапевт в определенном смысле быть «невидимым»? Может ли клиент в определенном смысле быть невидимым?

Ясно, что у онлайн-терапевта должны быть не только знания, но и чувства. Если отвлечься от хорошо известных трудностей, связанных с работой с «только текстом», следует понимать, что даже использование одного и того же языка (например, английский), может давать определенные затруднения из-за культурных и национальных различий. Также, помимо корректного общения, следует озаботиться о корректном понимании обстоятельств клиента. Например, произношение имени может дать неправильное представление о поле клиента. Это реальный случай в группе, причем это продолжалось несколько месяцев. Поэтому мы рекомендуем онлайн-терапевтам очень осторожно делать выводы в отношении имен, идиоматических выражений, особенно при работе на больших расстояниях, с представителями разных культур и национальностей.

Как и при более традиционной терапии «лицом к лицу» онлайновая работа требует определенного набора принципов – это так называемая теория кибертерапии, которая позволяет понять, когда, как и кому проводить терапию. Специалисты, работающие в онлайне, ищут принципы того, как сочетание текстовой, визуальной и звуковой информации, а также присутствия в онлайне могут оказать терапевтическое воздействие. В настоящее время мы находимся в процессе развития теории, которая поможет нам анализировать потенциально терапевтические составляющие различных видов коммуникационной среды, и возможности для проведения терапии у клиентов в онлайне.

Специалисты, работающие в онлайне, должны понимать текущую среду и опыт клиента, на момент, когда он пишет о своих проблемах, и экологично воспринимать как «тон», так и обстоятельства, которые сопутствуют написанному. Терапевту приходится понимать и работать с некоторыми типичными онлайновыми характеристиками, например:
Работа в онлайне за своим собственным компьютером означает, что вы будете работать в несколько более изолированных условиях, чем при работе «лицом к лицу». Подготовка к такой работе позволит вам избежать некоторых ошибок и недочетов, и может оказаться полезной для клиентов, с которыми вы планируете работать в онлайне.

Несомненно, что специалисты, использующие Интернет для проведения терапии, должны проходить обучение, особенно в плане технологии, теории, применения и этики в такой терапии. Сетевые службы в области психического здоровья – это новая и все более популярная форма психологической помощи и таким образом, у каждого специалиста появляется этическая обязанность участвовать в соответствующем обучении, и постоянно проходить супервизию с целью повышения и поддержания квалификации.

Специалист в области психического здоровья, работающий в онлайне, нуждается в таких навыках, которые могут быть получены при обучении психологии, психиатрии или клинической социальной работе. Также ему следует изучить эффективные методики использования текста для синхронной и асинхронной работы, с отдельными клиентами и с группами. Вдобавок, ему потребуется опыт работы с определенными группами людей и группами психических расстройств, чтобы работа терапевта оказалась наиболее эффективной для клиента.

Принимая во внимание уникальную природу онлайновой клинической работы, мы можем сделать вывод, что сейчас у клиентов появляются новые возможности, в том числе и поиска специалиста, занимающегося конкретными проблемами. Сейчас можно найти терапевтов, которые работают как в онлайне, так и «лицом к лицу» с определенными группами пациентов, и которые делятся своим опытом с другими – клиентами, студентами, коллегами через Интернет. На самом деле, киберпространство представляет новые возможности – как в области профессиональной поддержки и обмена знаниями, так и в области терапии. Некоторые группы, например, лесбиянки и геи, люди, пережившие сексуальное и ритуальное насилие, и люди, имеющие проблемы с сексуальностью и сексом, вероятнее всего обратятся за анонимной помощью в Интернет.

В этих группах есть определенные особенности, с которыми будет легче всего работать в онлайне, по крайней мере, на начальных стадиях терапии. Например, люди, которые испытывают изоляцию, необходимость сохранять мучительную тайну, отторгаемые обществом, стыдящиеся, уязвимые, которым нужно обсудить интимные и сексуальные аспекты, будут чувствовать себя более комфортно в контакте и работе с терапевтом в онлайне. Для клиентов, у которых чувства стыда, страха и скрытности имеют очень большое значение, анонимность и приватность онлайн-терапии делают ее более привлекательной, соответственно, они скорее обратятся именно за такой помощью. Люди, которые боятся осуждения, или которые считают, что «с ними то-то ужасно не так» - например, многие лесбиянки, гомосексуалисты или пережившие насилие – считают, что терапия в онлайне для них не так мучительна. Часто клиенты, которые хотят поговорить о сексуальных проблемах, чувствуют себя неловко при личной встрече, но они могут свободно обсуждать свои проблемы в онлайне.

Многие люди, пережившие сексуальное насилие, говорят, что они чувствуют себя очень испуганными при личной встрече с терапевтом, по крайней мере на начальном периоде терапии. Для них намного легче проводить терапию в онлайне, в безопасной обстановке собственного дома.

Если человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией беспокоится о конфиденциальности, то терапия в онлайне может оказаться предпочтительнее терапии в офисе, где он может столкнуться со своими знакомыми, или же другие узнают о его ориентации, просто потому, что знают, с какими проблемами работает данный терапевт. Многие лесбиянки, гомосексуалисты и пережившие сексуальное насилие, просто не могут найти в своей местности терапевта, хорошо разбирающегося в таки проблемах, или даже если такой терапевт есть, он уже может не брать новых клиентов. Для таких людей, особенно живущих в сельской местности, доступ к онлайн-терапии может без преувеличения спасти жизнь.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Караваев В.Н.
Консультант


Зарегистрирован: 25.11.2007
Сообщения: 1178
Откуда: г. Львов, Украина

Сообщение: #9   СообщениеДобавлено: Вт Апр 28, 2009 11:16 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

МИФ #9:
Обучение и супервизия в онлайне неэффективны


Предложения по формализованному обучению доступны во множестве университетов по всему миру. Например, обучение онлайновых консультантов достаточно распространено в Великобритании. Существует несколько видов курсов по обучению навыкам онлайн-консультирования. Онлайн-консультирование также предлагается в виде модуля во многих курсах обучения, как в Великобритании, так и в США. Онлайн-консультирование становится все более и более популярной темой исследований у студентов.

В одном из модулей обучения онлайн-консультированию студенты вначале работают вместе, поддерживая друг друга, и вместе изучают различные методы работы в Интернете и компьютерные технологии. Ни составляют список полезных веб-сайтов, а также подсказки, необходимые им для работы в Интернете и сравнивают опыт друг друга, узнавая, что работает, а что нет. В результате такой работы формируется закрытая группа, которая сохраняется на все время курса. Также в группе проводятся ролевые тренинги, и некоторые из студентов при этом получают позитивный опыт, необходимый для личностного роста.

Другая интерактивная программа обучения называется «Рабочая группа по изучению наблюдений», которая включает в себя студентов, работающих в различных модальностях, создающих онлайн-проект в сети, и использующих различные ресурсы в качестве инструмента для самостоятельного изучения определенной психосоциальной темы.

Не только в обучении в области психического здоровья, но и в высшем образовании вообще, становится все более распространенным использование веб-конференций и форумов. Они оказываются полезной и мотивирующей составляющей, удачно дополняющей традиционное обучение в классной комнате. Как мы уже говорили выше, это может также усилить социальные связи между студентами, например, при общении в «болталке». Один из профессоров сообщил о высокой эффективности решения обучающих задач на сетевом форуме «кафетерий», так как это стимулировало развитие позитивного социального взаимодействия.

Такая работа со студентами, в которой используются онлайновые группы и мультимодальные ресурсы, пока только начинает раскрывать нам весь тот огромный потенциал, который будет доступен как клиентам, так и профессионалам в области психического здоровья. Совершенно ясно, что обучение и супервизия в онлайне тоже возможны, и такая практика только начинает набирать обороты. В некоторых обстоятельствах, например для сельских врачей, специалистов с инвалидностью, и, возможно для тех, кто бы хотел получить супервизию от специалиста из другой страны, обучение и супервизия в онлайне могут оказаться наиболее подходящей идеей.

Сама по себе деятельность нашей рабочей группы является свидетельством эффективности терапии и супервизии в онлайне. Она иллюстрирует возможность такой деятельности и стимулирует обучение техническим навыкам, межкультурному общению и знакомству с такими аспектами, как этичная и профессиональная терапия. Быстрый обмен литературными источниками и опытом (обмен гипертекстовыми ссылками) также представляет собой очень большую ценность для членов группы.

При клиническом последипломном образовании ценность онлайновй супервизии также оказалось исключительно высокой. У нас был один клиент, который очень долго работал с терапевтом исключительно в чате, и эта работа в течение двух недель демонстрировалась Рабочей группе. В другом случае поступил очень серьезный запрос по электронной почте, и группа привлекла все онлайновые ресурсы, делала свои предположения, обменивалась поддержкой и личными опытом, чтобы оказать по-настоящему эффективную помощь клиенту.

Следует отметить, что практически всегда, коллега, обратившийся за консультацией по сложному случаю, мог получить немедленную помощь в онлайне. Во многих случаях это оказывалось ключом к решению проблемы клиента. Эффективное, быстрое и осознанное вмешательство невозможно без использования как синхронной, так и асинхронной связи, возможности получения круглосуточной поддержки и консультаций, причем это возможно для специалиста из любой точки мира.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Караваев В.Н.
Консультант


Зарегистрирован: 25.11.2007
Сообщения: 1178
Откуда: г. Львов, Украина

Сообщение: #10   СообщениеДобавлено: Вт Апр 28, 2009 11:23 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

МИФ #10:
Любой специалист, имеющий опыт работы «лицом к лицу» может практиковать в онлайне


Любой человек, практикующий в офисе, и желающий найти себе работенку полегче» в онлайне, достаточно быстро столкнется с новым пониманием «терапевтического взаимодействия». Даже если терапевт очень быстро печатает, и очень хорошо владеет навыками пользования компьютером, клиент вовсе не обязательно будет таким же. И наоборот, нам доводилось видеть клиентов, которые часто использовали выделение цветным шрифтом, смайлики и сокращения, которые могут быть незнак5ому человеку, не имеющему навыки общения в Интернете. Помимо чисто технических навыков, и необходимости устанавливать «прозрачные» и естественные отношения с клиентом, чему способствуют общение, понимание и эмпатия, должно существовать «совпадение» между терапевтом и клиентом, и способность и возможность каждой стороны использовать различные возможности и доступные каналы для общения.

Совершенно ясно, что утверждение, что «онлайн-терапия – это совсем несложно» является либо мифом, либо попыткой выдавать желаемое за действительное. Однако у онлайн терапии действительно есть свои преимущества:

    Работа в онлайне из собственного дома, несомненно, удобна тем, что:
    Можно сколько угодно выгуливать собаку
    Можно одеваться в любую одежду
    Всегда, когда захочется, можно остановиться и выпить чашку кофе
    Всегда можно переключиться на какую-то другую деятельность


Однако, работа в онлайне сопровождается гораздо большей изоляцией, чем работа «лицом к лицу» (особенно если последняя осуществляется в команде). Поэтому необходимо владение определенными техническими навыками, чтобы избежать так называемой «технологической фрустрации».

Работа в онлайн требует любви и уважения к языку и слову. Совершенно невозможно работать в текстовом режиме, если терапевт делает много грамматических ошибок и полагается только на компьютерный словарь. Когда вы работаете только с текстом, слово является единственным терапевтическим инструментом, поэтому и выбирать, и использовать слова стоит очень и очень осторожно. У времени в онлайне тоже совершенно другое значение: существуют системы мгновенных сообщений, и даже асинхронные электронные письма доходят очень быстро и принимают форму диалога. Для клиента и/или терапевта может потребоваться значительное количество времени, чтобы выйти на следующий контакт. Принимая во внимание эти аспекты, не следует «подгонять» клиента. Влияние слова, как терапевтического инструмента, может оказаться куда более значительным, чем при общении «лицом к лицу». Терапевту, работающему в онлайне, приходится выбирать наиболее теплые, прочувствованные и заботливые выражения, чем при работе «лицом к лицу».

Возможно, что терапевт испытает чувство одиночества за компьютером. Клиент может запустить собственные чувства терапевта (например, чувство одиночества), и иногда из-за этого бывает трудно соблюдать профессиональную дистанцию. В этом случае страдает уверенность терапевта в способности своей работы в онлайне, и это чувство очень важно разделить с людьми, которые несомненно вызывают доверие. В оналйновой работе это либо Рабочая группа, либо супервизор. Если возможна онлайн-супервизия, то у терапевта появляется возможность использовать Интернет для помощи и поддержки посредством электронных писем супервизору или в группу, таким образом, можно не ждать запланированной сессии супервизии.

Некоторые навыки, нужные для терапии в онлайне, являются специальными, а некоторые – совершенно базовыми, например:

Навыки, необходимые терапевту для эффективного онлайн-общения:

    Способность печатать быстро или «вслепую»
    Уверенное пользование различными программами (системами мгновенных сообщений, чатами электронная почта, разными браузерами)
    Желание и мотивация изучать и менять конфигурацию компьютера (установка программ, добавление аппаратных составляющих)
    Спокойное отношение к необходимости отвечать по потребности и переносить задержки с ответами
    Возможность собирать, сохранять и использовать соответствующие ссылки
    Возможность получать, сохранять и защищать от несанкционированного доступа информацию, полученную от клиента
    Знакомство с системами шифрования и обеспечения безопасности
    Экспрессивная письменная речь, возможность выражения чувств различными онлайновыми средствами
    Базовое образование и обучение в области психического здоровья с хорошей теоретической базой


Эмоциональные навыки

    Комфортное выражение своих и чужих чувств в письменном виде
    Комфортное ощущение в текстовой среде
    Возможность осуществлять эффективное терапевтическое вмешательство посредством только текста
    Знакомство с тем, как именно клиент получает терапию в онлайне
    Точность в выражении своих чувств и мыслей в онлайне
    Приверженность к общению в онлайне
    Опыт синхронного и асинхронного общения в онлайне
    Гибкость в подходах концепциях терапевтических отношений (например, уверенность в том, что терапевтические отношения возможно сформировать без визуальных стимулов, или применения традиционных психодинамических рамок, концепций и техник)
    Уверенное владение технологиями и роль «онлайн-авторитета»
    Терпимость к компьютерным сбоям
    Способность переключаться между модальностями (виртуальной и очной) в зависимости от потребностей и обстоятельств клиента
    Возможность справляться с неадекватным поведением и интенсивными эмоциями, которые клиент может выражать в текстовых сообщениях (они могут варьировать от фрустрации и беспокойства до проекций клиента, гнева, одиночества и заброшенности)


Необходимые характеристики клиента

    Комфортное ощущение себя в онлайне
    Способность составить терапевтический контракт и придерживаться рабочих взаимоотношений в онлайне
    Способность прояснять недопонимание (причем с обеих сторон)
    Возможность достаточно быстро печатать (или применение голосовых технологий)
    Достаточное выражение чувств в письменной речи, навыки чтения и понимаю
    Кредитная карта и разрешение ее использовать в онлайне


Наши наблюдения позволяют предположить, что работа в онлайне подходит только тем терапевтам, которые специально обучены использованию такого мощного и неоднозначного инструмента. Поскольку использование Интернета получает все более широкое распространение, то как новые специалисты, так и опытные «очные» терапевты начинают работать в онлайне. Им приходится концентрироваться на продолжении своего образования, чтобы обеспечить «наилучшую практику».
По мере развития новых возможностей клинической работы в онлайне, она становится не только более востребованной, но и более сложной. Терапевты начинают специализироваться на различных видах текстовой, мультимедийной, и виртуальной терапии. Даже относительно опытные онлайн-терапевты не могут полагаться исключительно на собственные ресурсы в освоении и разработке новых подходов к такой работе. Нам приходится консультироваться с экспертами в области когнитивной психологии, коммуникаций, инженерии и Интернет-технологий. На самом деле в ближайшем будущем наиболее эффективные модели кибертерапии будут включать междисциплинарные группу, которые могут решать, какая именно психотерапевтическая теория в исполнении конкретного клинициста может оказаться наиболее эффективной для определенного клиента. Возможно, терапевтическая тактика для данного клиента будет заключаться в сочетании различных типов онлайн-вмешательства, которые осуществляются междисциплинарной группой? Члены таких междисциплинарных групп могут работать друг с другом через Интернет, путем обмена электронными письмами, на форумах, в чатах или в системах обмена персональными сообщениями. Созданная ими терапевтическая среда для клиентов может стать важным компонентом такой рабочей сети.

Все эти возможности многие из которых уже стали реальностью, не означают, что «очный» терапевт может просто «шагнуть в киберпространство», и немедленно начать новую практику. Новичкам придется заниматься образованием и самообразованием в области достаточно сложных технологий клинической работы в онлайне, и помнить о разных культурах и ресурсах специалистов в области психического здоровья.
_________________________________________

Список литературы:

1 The Online Clinical Case Study Group of the International Society for Mental Health Online: A Report from the Millennium Group, retrieved (2002) from http://ismho.net/casestudy/ccsgmg.htm

2ISMHO Case Study Group, Assessing a Person's Suitability for Online Therapy, retrieved (2002) from http://ismho.net/casestudy/ccsgas.htm

3National Board for Certified Counselors, The Practice of Online Counseling, retrieved (2006-updated) from http://www.nbcc.org/webethics2

4International Society for Mental Health Online, Suggested Principles for the Online Provision of Mental Health Services, http://www.ismho.net/suggestions.html

5 Fenichel, M., The Here and Now of Cyberspace, retrieved online (2002) at http://www.fenichel.com/herenow.shtml

_________________
С уважением,
частнопрактикующий психотерапевт
Владимир Караваев
www.cbt-therapist.net
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Форум медицинских и психологических консультаций -> Задать вопрос специалисту Часовой пояс: GMT + 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
 

© Караваев В.Н.